ОТЧЕТ о ПУТЕШЕСТВИИ на оз.СЕЛИГЕР
Участники велопутешествия:
Мыльников Константин – организатор проекта (байк – GIANT Upland);
Гаврилова Анна – идейный вдохновитель и походный повар (байк – KHS Alite 1000);
Нечаев Виктор – штурман и “скорая медицинская помощь”(байк – TREK 4300);
Чижов Денис – “главный костровой” (байк – MERIDA Kalahari 530)
За более колоритное изложение материала и более реальное представление ситуаций, в которые мы попадали, в текст включены несколько нецензурных высказываний.
День первый (2 июня 2001).
Подъем сыграли в 6:30, легкий перекус, окончательный сбор вещей,
упаковывание рюкзаков и обнуление велокомпьютеров. “Стрелку” забили на 7:30 на
Московском вокзале. Наша электричка шла на 8:10. По дороге на мосту Сашки
Невского какой-то чудак, видимо, хотел нас сделать, и убрался на рельсах.
Страшно было видеть, когда колесо маршрутки прошло от его руки всего в 10 см.
Не знаю насколько это хорошая примета, но доехали до вокзала все без
происшествий. Стоимость билета с байком составляет 75 руб. Пока ждали
электричку, пошел дождик. Вот это точно хорошая примета – дождь в дорогу.
Наконец, достаточно легко погрузившись
в поезд, разместились в вагоне, мы начали свое путешествие. Впереди нас ждали 4 часа тряски, но за разговорами о прекрасном, время пролетело незаметно. Народу в поезде было немного, а ближе к Новгороду вообще человек 6-7 на вагон.
“Консиссеонеры прибыли в город ровно в … 12 часов” (вспоминаются
слова Ильфа и Петрова). Но если быть
более точным в 11:52. На солнце было около 30 градусов. Оставив несмываемые
отпечатки протектора на платформе, мы тихим пехом двинулись в сторону Кремля.
Все-таки Новгород чем-то напоминает наш Павловск или Ломоносов. Такие же небольшие
улицы, такая же неторопливость жизни. На территории Кремля мы спешились и
начали осмотр местных достопримечательностей. Основные из них находятся именно здесь. Как-то памятник
“Тысячелетия России”, собор св. Софии Новгородской, колокола Кремля. А за внушительной
стеной открывается изумительный вид на Волхов. Тут же расположился пляж с
отдыхающими. Похоже понедельник у них тоже выходной. Наше желание тоже было достаточно большим, чтобы искупаться, но, стерев соленый пот с памперсов, мы устремились к своей цели. По дороге заехали в магазин, докупить провизии и питья (в смысле вина). С самого утра у меня в котелке млели шашлыки. Надо же как-то отмечать наше начинание!
Ехать решили по трассе М-10, через пос. Пролетарий, огибая оз.Ильмень с восточной стороны. Таким образом, срезая путь. Потом мы долго строили гору из матюгов, жалея, что выбрали этот путь. Но об этом позже. Вообще народ здесь какой-то странный. То ли тормознутые, то ли шугаются посторонних. Несколько раз мы задавали различные вопросы, на которые ответом были отрешенные лица с полным отсутствием какого-либо внимания-понимания.
К 15:40 мы преодолели первые 32 км считая от поста ГАИ на выезде
из города и достигли пос. Дорожно. Попрощались с асфальтом, свернули с шоссе и
поехали по грунтовке к деревне Гостцы. Через час, все еще полные сил, решили
двинуть к озеру, искать место ночлега. Но, не проехав и 5 км нас ждало
разочарование. Дорога туда была размыта и заросла травой, к тому же пошел
мелкий противный дождь. В итоге мнения разделились. Я с Виктором высказывал
мысль остаться там, где мы есть, Аня с Денисом готовы были искать другое место.
ОК! Поддавшись женской интуиции мы вернулись в начальную точку (дер. Гостцы) и
поехали на Боровичи. В процессе этого метания Виктор проколол камеру. А потом как
выяснилось, протерся еще и корд у покрышки. Что делать? Перекидываем покрышки,
вперед ставим рваную, накачиваем до полутора атмосфер, делаПараллельно Аня делает бутерброды, которые мы с жадностью глотаем. Хочется,
наконец МЯСА! ВСЕ, едем дальше. На часах шестой час. Деревня Осмоево.
Спрашиваем дорогу у аборигенов. Пока все правильно, только деревни Боровичи
давно уже нет. Сплошное заросшее поле. На карте ЕСТЬ! Ха! Подсказали, что тропа
будет уходить вправо. Там, типа, можно пройти. На карте обозначена как
пунктирная линия. Граждане путешественники – опасайтесь пунктирных линий! “И
все же мы не привыкли отступать…” Цель поставлена – деревня Мерлюгино. Что
можно сказать про этот отрезок пути. Короче, кто хочет настоящего экстрима –
пожалуйте сюды. Сплошное МЕСИВО! А-а-а-а-а! Сначала мы как-то пытались обходить
сырые участки, но, наткнувшись на “небольшое море” и утонув в воде по
щиколотку, стало на все насрать. Картина маслом (можно маргарином) – четыре
безумных байкера, вокруг которых кружатся стаи ненасытных насекомых (дихлофоса,
мля, на них нету) уткнувшись мордами в руль, все в грязище, тянущих своих “крокодилов” (которые тоже все в говне), как бурлаки на Волге. Красотища! Эти 5 км были самыми незабываемыми. Причем, тропа порой пропадала напрочь. Идти приходилось по наитию. Усталость и голод сказывался. Настроение упало ниже яиц. Однако упрямство и злость придавали сил. Гора матюгов росла с необыкновенной скоростью. Наконец, О, ЧУДО, впереди появилась первая крыша, за ней другая. Мы вышли! МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО!!! Смотрим на часы – начало одиннадцатого вечера. Здороваемся с местными жителями. Взгляд у них какой-то жалостливый по отношению к нам. Спрашиваем разрешения поставить палатки на их дворе. Дают “добро” и мы не мешкая раскладываемся. Нашему появлению они не удивились. Говорят, ходят иногда здесь туристы, вот только без байков. Правда, дорога эта проходная только в это время года (к сведению, кто хочет повторить подвиг). Осенью ее размывает напрочь, а зимой один чел пошел по ней и не дошел. Замерз, бедолага, насмерть. :-( .
Деревня представляет собой несколько домов, из которых жилых только два. Как альтернативный вариант нам предложили заночевать в одном из покинутых домов. Но мы отказались. А когда-то было сто дворов...
Здесь вечером по-настоящему тихо. Во всем чувствуется какая-то умиротворенность. Зачем ехать на Тибет в поисках ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ. Все гораздо ближе – деревня Мерлюгино, Новгородская область – добро пожаловать!
Ну что ж, как приз за столь тяжелый день – аппетитный шашлык-машлык.
Вот ради таких минут стоит жить! Красное вино, вкусное мясо, вечерний отдых у
костра. Надо отдать должное всем участникам, особенно единственной девушке в
нашем коллективе, которая безо всякой посторонней помощи преодолела это ужасное болото. Молодчина Аня!
Так закончился первый день пути. Пройдено порядка 85 км, из которых половина пути грунтовые дороги.
День второй (3 июня 2001).
Даем отдых телу после вчерашнего экстрима. Встали в начале одиннадцатого. Добрые местные жители подогнали горячего кипятку. Загрузили в желудки калорийной овсяной каши, собрали вещи, почистили и смазали байки (о, боже, сколько грязи). Поблагодарили хозяев, которые пожелали нам счастливого пути, сказав, что теперь дорога будет полегче. На карте действительно она идет сплошной черной линией. Сели в седла и… поехали! Какое же это блаженство мять сидушку задницей, а не идти, утопая по колено в говнелине!
В 13:10 через 8,5 км мы одарили своим посещением деревню Павлово. Это при условии, что выехали мы из Мерлюгино в полдень. Дорога действительно стала лучше, хотя в некоторых местах и приходилось спешиваться. В Павлово в свою очередь нас одарили своим вниманием свиньи, валяющиеся в грязи. Все-таки что-то было общее между нами. ;-) После уточнения дальнейшего пути, мы опять удостоверились в неточности карты. Дорога была очень даже ничего. Твердая, сухая грунтовка. А карте нарисована страшная пунктирная линия! Так, с шутками-прибаутками, в приподнятом настроении проехали Лажины, Сучки (где ставить ударение? :-) ), и по асфальту добрались до Полы. От Лажин до Полы 30 км асфальта. Пола – достаточно большой населенный пункт. Не иначе как сказывается присутствие железной дороги. Заценили местные магазины, прикупили провизии. Солнце пекло неумолимо, поэтому решили сделать пит-стоп-перекус, и искупаться в местной речке. Речка тоже имеет название – Пола. Расположились на пригорке возле воды. Я, наконец, решился постирать кроссовки. Виктор с Денисом пошли купаться. Аня дремала. Вода в реке очень теплая, несмотря на сильное течение. Здесь же на пригорке сообразили импровизированный обед, с доеданием вчерашних шашлыков. Виктор произвел первое полевое испытание бензиновой горелки, на которой мы вскипятили чай. Испытание прошло успешно! Отдохнувшие и подкрепившиеся МЯСОМ мы тронулись в дальнейший путь. Следующим пунктом ночлега выбрали деревню Новые Лозницы.
В Новой Деревне, когда покупали овощи, впервые столкнулись с
местными гопниками. Разговор с их стороны носил детский характер. Типа, “о,
рама карбон, 27 скоростей, а вот дай червонец на пиво. А вот щас колесо
проткну”. Потом, когда мы сказали, что едем от Новгорода, крутили пальцами у
висков. Вообще, поняв, что мы тоже не какие-нибудь пионеры, и пиздюлей при
желании от нас можно тоже схлопотать, они отстали. Однако вслед была кинута
фраза, “мы вас нагоним”. Поэтому по дороге к Лозницам у нас остался нездоровый осадок после этой встречи. Старались не растягиваться, и я беспокоился за Аню. Если чтоб случилось, стал бы рвать насмерть, подонков. Но, доехали без приключений и в начале восьмого были уже в Лозницах. Впервые увидел немецкое кладбище, которое располагалось рядом с деревней. Даже не верилось, что в таком запустении, где ни толковых дорог, где полуразрушенные дома, стоит аккуратно-ухоженное захоронение солдат. С асфальтовыми дорожками, оградой из камня, калиткой (которая не скрипит!). Вот уж действительно немцы денег не жалеют на память о погибших! А еще что привлекло внимание – это обыкновенный сельский домик, но только стена у него была покрыта не вьюном, а красными розами. Нельзя было удержаться, чтоб не сфотографировать эту красоту.
Ночлег нашли достаточно быстро. За деревней дорожка подходит прямо к берегу реки. Замечательное место. Все рядом. И вода, и дрова, и где спрятать байки. Здесь мы и закончили второй день пути. На часах было 21:30. Пройдено за день 72 км.
День третий (4 июня 2001).
Не хотелось покидать эту уютную стоянку, поэтому, наверное,
подъем сыграли в 8 утра и потихоньку стали собирать пожитки. Помылись, позавтракали
и на трассу вышли в половине двенадцатого. Это было опрометчиво с нашей
стороны. К началу первого началась жуткая жарища. Спасались тем, что время от
времени смачивали футболки, банданы и кепки водой. Все равно это было ненадолго, через 3-4 км все высыхало прямо на теле. Решили, что в дальнейшем будем раньше вставать или пережидать дневное пекло. Однако надо было крутить педали до Демянска. И мы, превозмогая тяжесть поклажи и полуденный зной уверенно шли к цели. Самыми тяжелыми были эти 36 км. Из них 16 км грунтовки. На этом участке я пробил заднее колесо. Дырдочка была маааахонькая, как от иголки. Зато на одном из спусков спидомЕтр показал скорость 47 км/ч. На рекорд пойти стремно было – внизу был песок с гравием.
Пошел третий час. Мы в Демянске. Ну, это уже можно сказать, настоящий город. Всякие там гастрономы, рынок, хозяйственные магазины, почтамт и даже аптека. Первым делом заглянули на рынок, в надежде найти какую-нибудь одежу с длинным рукавом. Обгорели все! Особенно морды, руки по локоть и ноги до колен. Ничего подходящего не было. Виктор предложил купить гольфы и натянуть их на руки. Я предложил и на голову до кучи. Golfbikers, мля! Смотрелось бы
потрясающе! Очередная покупка жратвы и питья. Решаем дать весточку домой, благо
есть переговорный пункт. Кстати, на всем протяжении от Новгорода труба у
Виктора была вне зоны (GSM
долбанный). Вот так будешь погибать в болоте, найдут одни педали, лет этак
через 200. К сведению туристов из Питера, в Демянске вполне подходят наши
карточки для таксофонов. Дома обрадовались, что мы все живы-здоровы,
благословили на дальнейший путь и мы, заглотив кефиру стали выбирать в сторону
Молвотиц. ПеклО уже невыносимо и внемля предложению Ани, переждать жару, стали
искать место стоянки. Ничего подходящего не было. Только проехав пяток
километров, увидели рядом со стройбазой симпатичную беседку, в которую и упали,
облегченно вздохнув. Тут же сделали овощной салат, приговорили колбасу и
обворожив милых сотрудниц стройбазы, развели их на кипяток. Все-таки добрых людей
больше на свете. По ходу дела заклеили камеру. На дорогу выдвинулись аж в
шестом часу, сытые и довольные. До Молвотиц оставалось 25 км. Хоть и ехали по
асфальту, скорость заметно упала. Переели колбасы. :-) На пустой желудок гораздо легче крутить педали. Остановку сделали возле могилы воинам СЗФ. Красивая, такая, могилка. С пулеметом на горке.
До Молвотиц оставалось 5 км. Решили разбить лагерь до деревни. Единственный раз, когда мы ночевали не у воды. Пришлось отправлять гонцов за живительной влагой. Вечером, за ужином треснули по 100 гр. Сразу такая гибкость в теле образовалась… ;-) Вообщем так за разговорами вечер пролетел быстро. Пройдено было порядка 65 км.
День четвертый (5 июня 2001).
РОТА ПОДЪЕМ, мля!!! На часах 6:00. Встать в такую рань мы решили еще с вечера. Движения, хоть и заторможенные, но настолько отработанные, что собрались почти за полчаса. Легкий завтрак и ту-ту. Сегодня последний рывок. Селигер, ёптить, давно зовет! Цель – поселок Свапуще. В 7:45 усе тронулись.
Пяток километров разменяли, как и не заметили. По утру едется легко и непринужденно. За Молвотицами подъем и первая вынужденная остановка. У Ани рвется цепь. Охренительное начало! Как-то пытаемся сделать завальцовку пина. Хер в сраку. Разгружаем у Ани багажник. Ладно, вроде едем дальше. Начинает припекать. Дорога плавно перешла на грунтовку. Начались затяжные подъемы и спуски. Вот она Валдайская возвышенность! Через десяток км опять рвется цепь. В том же месте, бля. Спрятаться в тень некуда. Все потные. Вокруг вьется туча слепней. Гора матюгов растет. Теперь это выглядит так. Я с Виктором ставим цепь, Аня с Денисом усиленно махают тряпками, отгоняя жужжащих подонков. Убрали одно звено. Я пересаживаюсь на KHS. Едем 10-15 км/час. Ужасно
хочется ополоснуться и чего-нибудь сожрать. Нацеливаемся на покупку молока.
Проезжаем пару деревень… Мля, как они живут…Молока нигде нету. Наконец находим
бабку, которая продает 2 л этого пойла. Через 3 минуты у нас в резерве опять
пустая бутылка. Но что-то в животе осталось. Началось брожение… Едем вперед.
Опять подъем… спуск… подъем…песок…слепни…солнце… “И те из нас кто останется в
живых – позавидуют мертвым”… О, боже, опять цепь… Бля, почему никто не взял
керн и еще один молоток. Потерялась боковая пластинка… ставим кривую… ругаться
уже нет сил… Теперь любой подъем я преодолеваю пешком. Еще одного разрыва никто
не вынесет. Вот урок на будущее. Надо брать десяток цепей и 5 молотков с
кернами, а еще… Где же ВОДА!!! Смотрим карту, осталось 7 км до Свапуще. Преодолели почти за час. Пиздатые у нас скорости, не правда ли?! Ха! А мы еще хотели заехать на Волговерховье. Какое, в жопу нос, Волговерховье, до Осташкова бы добраться. Но что это на горизонте… УРА! Свапуще! Исполняем танец огня! Подъехали прямо к магазину. ПЫТЬ, МАМО, ПЫТЬ… 4 литра пива было выпито одномоментно! Еще 2 купили с собой. Закупились провизией. Славно! Как легко стало дышаться! Смотрим километраж от места старта – 39 км. Виктор проверяет трубу. Заработала, бляха-муха! Слава МТС! Принимаем SMS от Алексея Попова (AlexPo). Шлет приветы! Переживает за нас! Мысленно желаем
ему удачи на Валааме. Смотрим подробную карту Селигера и решаем, остановится у
ближайшей оборудованной стоянки питекантропов. Место действительно приятное.
Вид на Березовский плес. Ставим палатки, сушим тенты, готовим еду, идем купаться. Смотрим на часы – 15:00. Время приема еды. После обеда “тихий час”. Сопим в обе дырки. Пробуждаемся от разговора Дениса с каким-то мужиком. Оказался старый байкер-шоссейник. Тогда, говорит, таких “крокодилов” не было как у вас. Но намотал он изрядно. Вообщем нашла на мужика ностальгия. Выясняем, что рядом стоит 21 Волга и, везем туда байк Ани. Спасибо, автокочевнику, заклепали цепь. Вроде все нормально.
Прощаемся, собираем шмотки и держим курс на систему Медузы.. ой, на деревню Третники. ;-) Возле нее собираемся становиться на ночлег. Пока едем вдоль озера. Жара спала. Более-менее приличный асфальт. Но тяжелый день еще не закончен. Виктор опять дырявит камеру из-за раздолбанной покрышки. Ставим новую, перетягиваем корд проволокой, накачиваем, едем дальше. Действия доходят до автоматизма. Прям как механики МакЛарена – 4,5 сек замена всех колес. В нашем случае сделайте соответствующую поправку. ;-)
Итак, мы добрались до Селигера. Предпоследняя наша стоянка была просто изумительна. На склоне горки, с видом на озеро, в сосновом бору, место оборудованное импровизированной печкой и навесом. Здесь можно было жить неделями. Рядом расположились автокочевники, но никто из них нам не мешал своим присутствием! Тишина и покой. А какой закат! Это надо видеть! Это был приз за весь день мучений. Сегодня мы прошли-проехали 67 км.
День пятый (6 июня 2001).
День отдыха. Неторопливые сборы, прощание с местом стоянки. Выезжаем на шоссе. Конечный пункт – Осташков. Дорога – асфальт. Конечно, от солнца никуда не денешься, то все же самое трудное позади. До города порядка 40 км с копейками. Едем в самом легком темпе. Теперь дорога в большинстве случаев идет под уклон. На одном из участков делают свежее покрытие. Разлили на километр слой битума с каким-то говнилином. Приходилось ехать по обочине. Повстречали дедков на “туристах” с велорюкзаками. Лица у них были уставшие и грустные. Запарились, видимо. Пожелали ветра в спину. Единственная достопримечательность в дороге – это “пирамида Хеопса”. Этакое сооружение метров 15 в высоту из дерева, белого цвета. Остановились посмотреть на “чудо”. Говорят, пирамида заряжает положительной энергией. Зашли внутрь. Приятная прохлада. Каждый постоял в центре обозначенного квадрата. Зарядились по самые уши. Купили минералки. Посмотрели чего продают. Ребята совсем охиревают. За стеклянный шарик, который типа заряжен, - 900 руб. Вот это бизнес! Дениска купил угря (не заряженного). Точнее заряженного, но только по деньгам. 200 руб. за водяную змею. Так, не спеша, мы и доехали до Осташкова. В пути у Виктора опять протерлась камера, у меня умер комп. Но на это мы уже не обращали внимания.
По приезду в город сразу поехали на вокзал узнать расписание. Поезда до Питера уходят по нечетным дням в 10:46. Стоимость плацкартного билета 120 руб. – с байком 150.
Выяснив все что надо, закупив продуктов – едем до места ночлега. Вот здесь нам не очень понравилось. Сюда, видимо, приезжают только ленивые местные. До самой ночи гремела дебильная попса, народу много. Благо, хоть место заняли вовремя. Завершили путешествие праздничным ужином с вином. Денис, наконец, распробовал напитки богов и вошел в число зависимых байкеров общественного объединения “ПИТЕРАЛКОБАЙК XXII”.
Обратный путь нет смысла расписывать. Скажу только, что в поезд сели без проблем и лишних вопросов. 4 байка уместились на третьей полке, мы заняли все остальные. Народу было мало, и мы за 7 часов благополучно вернулись домой. Конечно, неделя это очень мало для таких красивых мест, как Селигер. Но, надеемся, что в будущем у нас будет возможность получше познакомиться с этим замечательным краем.
Да, добавлю, что на вокзале мы встретили коллег-байкеров из Москвы. Только проехали они свой маршрут от Окуловки. Какой-то странный путь. По расстоянию у них получилось примерно столько же. Привет Москве от Санкт-Петербурга!
Спасибо и пожелания всех благ:
Родителям – за то, что они всегда были мысленно с нами и их энергия наполняла нас; Анечке – за любовь и силу духа (не каждая девушка пройдет тропой неизведанного); Виктору за поддержку и опыт; Денису – за смелость и настойчивость; Константину Белоусову – за подготовку байков к походу; Илье – за вовремя произведенный апгрейд и уроки триала; Антону Щукину, Алексею Попову (AlexPo), Алексею Кузнецову (Kuzia),
Светлане – за дружбу и моральную поддержку в пути; фирме GIANT, KHS, TREK, MERIDA – за их велосипеды; Маэстро Шульцу за классные рюкзаки (москвичи завидывали); интернет-сайту “Велопитер” и его председателю Змею Гуревичу; магазину “Бивак” за прочные титановые багажники; фирме “APRI” – за надежную защиту от непогоды и насекомых;
магазину “Паганель” – за карты и
путеводители; добрым людям встретившимся нам в пути; всем байкерам, кто верит в свои силы и верность велосипеду.
И да прибудет с вами дух Великого Байкера!
Константин (Pentagon)
Санкт-Петербург июль, 2001