Велосипед улучшает экологию!

Опыт многих государств мира убедительно свидетельствует, что массовое использование велосипедов может стать одним из наиболее простых способов улучшения экологической и транспортной обстановки в городах. По мнению аналитиков исследовательского Worldwatch Institute (США), жители американских городов ежегодно проезжают на личных автомобилях и такси более 2,4 трлн километров. Если хотя бы 5% этих поездок совершать на велосипеде, то экономия составит не менее $100 миллиардов. В пользу этого экологичного вида транспорта говорит и то, что 40% всех поездок в Штатах (в Великобритании – около 50%) совершаются на расстояние менее 5 км, а более 25% поездок на расстояние менее 1,5 км.

Кроме того, 90% автомобильных выбросов в атмосферу происходит на протяжении первых полутора километров поездки, пока двигатель еще не прогрелся. Это еще один веский аргумент в пользу того, чтобы пересесть на велосипед. Любопытно, что в США, Канаде, Австралии и Исландии более 10 тыс. полицейских участков имеют подразделения велосипедистов. Себестоимость проезда 1,5 км на автомобиле составляет 12 центов, на велосипеде - 1 цент. Полицейский автомобиль в этих странах стоит примерно $23 тыс. и требует ежегодно $3-4 тыс. на ремонт. Велосипед стоит около $1 тыс., для его ремонта требуется не более $100.

В городах Германии, Нидерландов и Дании на велосипеде совершается до 30% всех поездок, во многих азиатских и африканских странах этот уровень еще выше. Для сравнения, в США и Канаде, на велосипеде совершают менее 1% поездок.

Многие города мира используют программы поощрения велосипедистов. В германском городе Мюнстере выделены особые полосы дорожного движения, предназначенные исключительно для автобусов и велосипедистов. При пересечении перекрестков велосипеды пользуются преимуществом перед автомобилями. В Японии правительство начало специальную программу приучения горожан к велосипеду. Для этого строятся охраняемые стоянки рядом с каждой станцией метро или скоростной железной дорогой (по подсчетам специалистов, стоимость оборудования одного стояночного места для велосипеда составляет $50-500, для автомобиля - $12-18 тысяч). В Копенгагене жители города могут брать велосипеды на прокат, чтобы передвигаться в пределах черты города. Горожанин платит около $3, когда берет велосипед на прокат, и получает деньги обратно, когда возвращает его на одной из многочисленных велосипедных станций. В США некоторые компании под давлением экологов начали программы поощрения велосипедистов. Например, фирмы строят душевые прямо в своих офисах, чтобы служащие-велосипедисты могли принять душ после поездки. Также устанавливаются шкафы с кодовыми замками, чтобы было куда положить спортивную одежду и кроссовки.

В Китае, как шутят местные остряки, на велосипедах ездят все, даже собаки. Для многих китайцев все еще остается незаменимым средством передвижения, поскольку у него есть и преимущества перед конкурентом. Велосипед пронырлив — даже самые ужасные пробки для него не препятствие. Кроме того, это экологически чистое транспортное средство. Несмотря на его хрупкость, передвигаться на велосипеде довольно безопасно: на больших дорогах для него существует специальная полоса. Велосипедистов "давить" опасаются, ибо в случае аварии, как правило, виновными признают водителя. И, наконец, он доступен каждому. Самые дешевые велосипеды можно купить всего за 150 юаней ($20), более высокого качества - за 800-1600 юаней ($100-200).

Думается, что и в России велосипеды в теплое время года смогли бы стать весьма популярным средством передвижения. Однако для этого не существует практически никаких условий. Конечно, в документах, регулирующих правила дорожного движения есть упоминание о велосипедистах как об участниках дорожного движения: "Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам". Вот практически и все. В России о специальных велосипедных дорожках можно только мечтать. Даже в Москве, как заявили нашему корреспонденту в столичном ГАИ, велосипедных дорожек "практически нет. По крайней мере, в центральной части города этого нет. В новых микрорайонах может быть. Не знаем, планируется ли их строительство или нет". Зато аварии с участием велосипедистов можно пересчитать по пальцам, так что статистики они не портят.

Первый вице-президент Федерации велосипедного спорта России Юрий Кучерявый оказался гораздо более компетентным в этом вопросе. По его словам, в столице есть "одно единственное велосипедное кольцо в Крылатском. А на общественных трассах нет". Два года тому назад была проведена акция болельщиками велоспорта. Они собрались на Васильевском спуске и обращались к мэру с просьбой предусматривать это. На этом все и закончилось. Пообещать - пообещали. Но никто ничего не делает. Поэтому нам тяжело бороться с этой проблемой".

Так что китайский способ борьбы с автомобильными пробками в России не нужен. И вряд ли в ближайшее время понадобится…

По материалам Lenta.ru

На главную страницу MTB Картинки на рабочий стол

Хостинг от uCoz