МТБ - спорт
В 1987 году возникла "National Off Road Bike Association" – национальная ассоциация внедорожных велосипедов. С 1989 года стали проводиться чемпионаты мира. Сейчас они проходят в несколько этапов в разных странах. В 1996 году МТВ стал олимпийским видом спорта. В России развитием МТВ, кроме отдельных энтузиастов, занимается Федерация МТВ и Союз велосипедистов России. Чемпионаты России проводятся с 1996 года. Сейчас кроме чемпионата России проводится и Кубок России, несколько этапов, а еще масса региональных соревнований. Алла Епифанова на олимпиаде в Атланте заняла 14-е место (это очень сильный результат и заявка на будущее), а Надежда Пашкова – 27-е. Что можно делать на велосипеде? Можно ездить в магазин за молоком, к девушке в соседнюю деревню, можно прошвырнуться для тонуса по старым лесным военным дорогам или тропинкам парка Монрепо, можно танцевать вальс, стоять на голове, делать сальто и совершать прыжки на десяток и более метров, можно нестись по козьей тропе со скоростью под 70, есть, спать и делать много других вещей. Границы дозволенного определяются только вашим сознанием и подготовкой. В мировой спортивной практике МТВ различают следующие дисциплины: Country-Cross, Downhill, Uphill, Dual Slalom, Trial, BMX-RC и BMX Freestyle. КРОСС-КАНТРИ, а проще гонки по пересеченной местности, изобилуют разнообразным грунтом, обилием подъемов и спусков и требуют от спортсмена точного контроля над машиной, скоростных качеств и выносливости гонок Тур-де Франс. Перепад высоты на круге трассы минимум 100 метров (это немало). Например, на чемпионате России 96 года в Алексине за 11 кругов гонки участники успевали проехать не только 42 км по горизонтали, но и 1800 метров по вертикали. Следует добавить, что старт в гонке общий, следовательно, в начале полный бардак и куча мала. Проводят еще гонки с выбыванием, когда круг короткий и несложный. На каждом круге последний гонщик выбывает из игры. Если стартует сотня спортсменов, придется делать 99 кругов (теперь понятно, почему круги короткие и простые). – скоростной спуск с горы по специально подготовленной трассе. Требует незаурядного владения велосипедом и не менее незаурядной решимости и хладнокровия (когда очень хочется нажать на тормоз, нужно уметь сказать себе: "ну-у-у-у еще чуть-чуть, а потом жать на тормоз). Трассы имеют перепад высоты как минимум 300 метров и протяженность не менее 3 км. В различных коммерческих кубках фри-райдовые спуски имеют протяженность до 30 км (это ж руки могут отвалиться пока доедешь). Различают американский и европейский варианты спуска. В первом трассы выглажены, ухожены, с треками и указателями поворотов, а также очень жесткими требованиями к грунту. Короче, это предельно скоростные трассы, средняя скорость на которых не менее 80 км в час. Спортсмен на них практически не пользуется тормозами. Очень страшное и захватывающее зрелище. В европейском варианте трассы менее ухоженные. Это значит, что на пути попадаются корни деревьев, ямы, в которые погружается почти половина колеса, булыжники и канавы. Велосипед в таких участках нужно "продергивать", как бы выпускать вперед себя. На таких трассах средние скорости поменьше, не более 50 км в час. Даунхилл проводят не только летом, но и зимой. Для гонок по снежным трассам используют специальную резину, часто с шипами. Разновидностью даунхилла является параллельный слалом. В этом виде два спортсмена стартуют одновременно и идут параллельно по одной и той же трассе. Проигравший выбывает, выигравший выходит в следующий круг. Самой последней фенькой в области спусков является нечто похожее на борд-кросс, только на велосипедах. Представьте себе шесть парней, или девчонок, гонят (в смысле едут) по одной и той же трассе с воротами и трамплинами, разрешено даже толкаться. Двое пришедших первыми выходят в следующий круг. После таких заездов можно найти следы чужого протектора на различных участках своего уставшего тела. Кроме даунхилла бывает и АПХИЛЛ, то бишь гонки в гору. Тяжелое и трудное занятие для лосей от спорта, абсолютно лишенное зрелищности. Трасса таких гонок имеет 100 % подъема, для них специально делают велосипеды 2WD. Очень интересная дисциплина МТВ – ТРИАЛ. Это можно назвать высшим пилотажем. На трассе триала концентрация препятствий и их сложность достигают своего апогея. Тут до финиша приходится не ехать, а прыгать, скакать на одном колесе, сохраняя тонкое чувство равновесия, несмотря на боли в уставших ногах и руках. Касаться земли и препятствий ногами или руками, а также рулем велосипеда запрещается. Если вы решили заняться триалом, то велосипед должен стать продолжением вашего организма, рук, ног, или чего там еще. Вам придется есть, спать и все остальное делать на велосипеде. Триал бывает индустриальный и природный. В первом варианте препятствиями являются фундаментные блоки, корпуса автомобилей, бревна и т.п. Трассы природного триала просто прокладывают по руслу заваленного валунами и упавшими деревьями руслу какого-нибудь горного ручья. Отдельной категорией является ВМХ. Велосипеды здесь особые: маленькие, с низким седлом, небольшими крепкими и широкими колесами, рулем, вращающимся вокруг своей оси, и одной передачей. На таких машинах носятся по специально подготовленным трассам с трамплинами (как в мотокроссе) или прыгают на рампе (штуковина, похожая на половинку трубы с радиусом 3-5 метров) сальто и другие фигуры с оборотами на различное число градусов (до 720). Особо продвинутые индивидуумы ставят на концы колесных осей широкие круглые штыри, на которые можно опираться ногами или руками, в зависимости от уровня подготовки и сорванности крыши. Это фристайл, на таких велосипедах прямо на ровных площадках выполняются такие умопомрачительные трюки, каких вы не увидите под куполом самого продвинутого цирка. А еще, взяв свой МТВ, приспособив к нему багажник и велорюкзак, можно отправиться в 2-х, 3-х (или более) дневную поездку. И это одна из самых замечательных возможностей, которую подарит вам маунтинбайк. Это доступно человеку любого возраста, пола и комплекции, это доступно вам. Заряд здоровья, бодрости и незабываемые впечатления обеспечены. |